БОГОЯВЛЕНИЕ
Из писем духовным чадам:
«Посылаю статьи из Печорской правды, написанные еще в коммун. времена,
когда газета была целиком партийной. Статьи сокращали, изменяли.
Это – первые сообщения на религиозные темы в газете.
До меня никто не писал в ней о религии.
Сейчас не пишу, т.к. очень много дух. литературы во всех ларьках и магазинах.
Призываю на Вас Божие Благословение.
Молитвенно с Вами,
А.Е.»
Многим известно большое полотно картины художника Иванова под названием «Явление Христа народу», где прекрасно выражено настроение толпы, собравшейся на берегу реки Иордан в связи с появлением вдали Спасителя мира. Злые вожди еврейского народа перешептываются, потому что идет их Обличитель. Раб, показанный на переднем плане, доволен и смеется, потому что идет его Освободитель.
Христос приходит на Иордан, чтобы принять крещение от рук Иоанна в воде. С древних времен вода является одним из христианских символов. Без воды не может быть жизни, поэтому первобытный человек видел в ней принцип жизни. Одновременно вода является символом разрушения и смерти, например, в повествованиях о всемирном потопе, о потоплении фараона с колесницами в водах Красного моря. Вода — символ очищения, покаяния и прощения, о чем узнаем из события крещения Иоанном Предтечей, из погружения Христа в воды Иордана и из Его последнего повеления идти в мир крестить людей.
Творение мира, грехопадение, жизнь, смерть, воскресение — все объединяется символом воды. Из событий на Иордане известно, что Христос, выйдя из вод, в которых побывало множество грешников, стал как бы обремененным их грехами. Один богослов для более понятного восприятия сравнивает вхождение Христа в реку с льняной белой материей, погруженной в краску. Материя собирает в себя темный цвет, окрашивается. Так и Спаситель принял на Себя грехи всех людей, погруженные в Иордане, чтобы впоследствии вознести их на крест.
Вода стала очищенной и восстановленной в первозданном естестве, потому что Спаситель погружением в Иордан превратил её в силу искупления всех людей, в носительницу благодати в этом мире.
Появление Христа возвещено Иоанном Крестителем, сыном Захарии и Елизаветы, рождение которого сопровождалось таинственными знамениями. Он молодым ушел в пустыню, где вел аскетическую жизнь и слыл настоящим пророком среди народа. Его известность была очень велика, целые толпы собирались слушать его на берегу Иордана.
Выступая с прямотой человека Божия, обнажая сердца человеческие, он призывал людей всех сословий раскаяться в грехах и креститься в Иордане для прощения грехов. Он возвещал неминуемое пришествие долгожданного Мессии, Который не будет политическим освободителем, чего хотели главари иудейские, но станет духовным Освободителем от зла и греха, пленивших сердце человека и порождающих все беды страстей и саму смерть.
Некоторые думали, что не сам ли Иоанн Креститель этот Мессия и открыто спрашивали его об этом. Предтеча ясно и коротко отвечал, что он не Христос, что он недостоин развязать ремни обуви Христа, он — глас вопиющего в пустыне, говоривший, чтобы люди готовили путь Господу.
И вот Христос приходит как обыкновенный человек и смешивается с народом на берегу Иордана. Вдохновенный Богом Иоанн признает в Нем человека более святого, чем он сам, вначале отказывается крестить Его для очищения грехов, которых Спаситель не имеет. Однако Иисус настаивает. Крестив Его, Иоанн слышит голос с неба, произносящий слова, что в реке стоит «Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Здесь же является Дух Божий в виде голубя, подтверждающий сказанное.
Таким образом на Иордане является троическое поклонение: Отец, говоривший, Сын, крестившийся, Дух Святой в виде голубя. Призыванием святой Троицы начинается и до сих пор любое священнодействие Православной Церкви. В настоящие дни в храмах этим призыванием освящают воду, которой помазуются верующие, принимают ее внутрь, окропляют свои жилища и хранят весь год для духовной поддержки и исцеления от недугов. Освящение воды раскрывает поистине космическое содержание и глубину таинства, показывая органичность, раскрывая связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Освящение вод силою и действием и наитием Св. Духа есть потрясающее тайнодействие. Погружением креста в воду трепещет и содрогается стихия, хотя человек и не видит этого.
Во святой воде верующим подается великая благодать и вспомоществующая сила, и они замечают, что обычно эта вода сохраняет вкус и свежесть в течение долгого времени.
Радостен и почитаем праздник Богоявления в людях, потому что они являются свидетелями света и сверкания вод прозрачной зеркальности, звенящего и услаждающего журчания. Сегодня как бы дождь сходит с неба, наполняет землю, чтобы она рождала и произрастала.
Архимандрит EЛEАЗАР,
кандидат богословия.
(Печорская правда. Православный календарь.)