Любительский церковный хор,
созданный Архимандритом Елеазаром,
духовником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
г. Санкт-Петербург, 2005г.
Что Тебе принесем, Христе, яко родился
еси на Земли яко человек нас ради?
(Стихира на «Господи, воззвах»)

МЕЦЕНАТЫ

По Благословению Архимандрита Елеазара любительский церковный хор «Астрон» ежегодно является устроителем концертов духовной культуры, посвященных празднованию христианских праздников Рождества Христова и Светлой Пасхи Христовой.


Когда Архимандрит Елеазар благословил хор "Астрон" на организацию концертов, нам это казалось невозможным. В современном мире основой многому служат деньги. Организация одного такого мероприятия стоит немалых средств. Задача, казалось бы, непосильная для не финансируемого никем любительского церковного хора.


Однако, чудо происходит. Ежегодно наши концерты проводятся, и проводятся исключительно за счет пожертвований.


"Давайте, и дастся вам" (Лук. 6:38) Благодаря вам, наши дорогие меценаты, мы можем проводить наши праздники бесплатно для зрителей – воспитанников детских домов и приютов, ветеранов, малоимущих жителей нашего города. Через Ваши руки помогает Бог.


Добро остается в истории человечества. И самое главное, оно остается в истории каждого отдельного человека, отдельной судьбы. Имена людей, творящих добро, часто остаются нам неизвестными. Однако, Господь благодарит каждого. И благодарит Своим, только Ему известным, но самым подходящим способом, ибо "Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит". (Прит. 22:8)


От имени нашего хора искренне благодарим каждую организацию, каждого человека, помощь которых без преувеличения является бесценным вкладом в развитие духовной культуры, укрепления Веры и Доброты.


Да хранит вас Бог и помогает в делах милосердия!
С благодарностью, любительский церковный хор «Астрон», созданный Архимандритом Елеазаром, духовником Александро-Невской Лавры.

 

МЕЦЕНАТЫ - ДЕЛАЮЩИЕ ДОБРО

Архимандрит Елеазар, духовник
Александро-Невской Лавры.

Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать – так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах. (свт. Тихон Задонский)

Отрадно, что в наше время люди осознали необходимость делать добро всему окружающему. Как ни странно, жившие задолго до нас это помнили постоянно и соблюдали, потому что доброта – естественное состояние души богосозданного человека.

Святое Предание гласит – в Палестине, недалеко от Иерихона, жил преисполненный добродетели человек, который, узнав, что кто-то по бедности не в состоянии засеять свое поле, отправлялся ночью на поле несчастного бедняка и засевал его своими семенами. Останавливаясь в монастыре святого Георгия Хозевита, он выходил на дорогу от Иордана к Иерусалиму, неся хлеб и воду для помощи нуждающимся. Видя утомившегося путника, брал его груз и провожал до горы Елеонской. Потом шел на ту же дорогу, помогал путешественнику, идущему до Иерихона. Люди видели, как он нес тяжесть. Покрытый потом, он иногда садился и чинил обувь прохожим, имея при себе инструмент. Если находил на дороге мёртвого, погребал.

В наше время есть примеры доброделания. В 60-е годы минувшего столетия на Васильевском острове в Санкт-Петербурге жила женщина, которая в течении восьми лет ежедневно утром и вечером ухаживала за прикованной к постели больной. Принося горячую пищу, меняя бельё, подвижница бескорыстно делала всё необходимое. Родные и близкие появились только после смерти, чтобы получить жилплощадь и наследство. Не случайно я здесь употребил слово «подвижница», ибо эта благочестивая женщина совершала подвиг, двигалась духовно к Богу через добрые дела, через молитву в Православных храмах, через приятие таинств святой Церкви.

Со временем люди все более стали отдавать предпочтения материальным благам над духовными, стали насмехаться над подобными примерами добротоделания и добротолюбия. Заразились этим и в России, где люди стали забывать, что их предки употребляли довольно значительные средства из своих доходов на создание благотворительных и культурных учреждений.

Само знание становится поверхностным и наши соотечественники даже перестали задумываться об истинном значении произносимых слов, а ведь слово «культура», например, имеет два корня: культ – почитание, уранос – небо, свет, то есть – почитание Невечернего Света, который пришёл с Неба, став человеком.
Известнейшие русские меценаты братья Третьяковы создали знаменитую галерею, ныне носящую их имя. По их следам пошли Цветков и Щукины. Солдатенков основал книгоиздательство, оставив капитал на сооружение большой больницы на Ходынском поле и на основание Ремесленного училища для подготовки фабричных рабочих.

К.С. Алексеев прославил Москву основанием Художественного театра. Люди не рубили вишнёвые сады, как Лопатин (Чехов называл пьесу «Вишневый сад»), но бережно хранили культурное духовное наследие, восстанавливая пруды, парки, ставя спектакли. 
 
В первой половине XIX века выдвинулась семья Боткиных. Именем знаменитого врача и общественного деятеля Сергея Петровича Боткина названы известные больницы в Санкт-Петербурге и Москве.

Московский коммерсант из семьи Бахрушиных создал театральный музей, Щукины подарили Исторический музей и Психологический институт. Савва Иванович Мамонтов навсегда запомнился, как основатель частной русской оперы, из которой вышел К. Станиславский. Члены семьи Рябушкиных проявили себя в области церковного строительства, собирания старинной иконописи, в создании художественного журнала, типографии, газеты, в поддержке научной авиации, устройстве камчатской экспедиции.

Не так давно, в конце 50-х годов прошлого столетия, в Северной столице, митрополит Елевферий, митрополит города на Неве, покои которого находились в несуществующей тогда Александро-Невской Лавре (еще закрыт был и Свято-Троицкий собор) ежемесячно устраивал концерты духовной музыки для студентов Духовных школ и интеллигенции города. Профессор Лев Николаевич Парийский регент храма Симеона и Анны и Князь-Владимирского собора, композитор, профессор Богословия, делал для слушателей сообщение о композиторах (еп. Феофане, Бортнянском, Чайковском и др.), хор Кафедрального Николо-Богоявленского собора исполнял их произведения.

В 1956 году Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры был передан Русской Православной Церкви. Коммунистические власти не решались ликвидировать его, так как богатая история Лавры и известность ее как памятника архитектуры за рубежом были велики, но и реставрировать не хотели по причине больших затрат. Советское государство думало, что Церковь не осилит такой ремонт, но идеологи коммунизма забыли, что вера в людях неистребима — поднялись все верующие города, несли ценности, деньги, иконы, а кто не мог, трудились своими силами.

Первую Божественную Литургию в открытом соборе совершил почётный настоятель Преосвященный Алексий, епископ Лужский (Коноплев, в последствии митрополит Тверской). Он обратился с молитвенным благодарственным словом к молящимся в переполненном соборе, подчеркнув, что видел, как старушки в цилиндрических очках тащили тяжёлую доску или камень, как выгребали завалы мусора. В знак благодарности Владыка в полном архиерейском облачении совершил на амвоне земной поклон народу, сказав, что нет достаточной благодарности за совершившееся чудо. Собор рыдал слезами умиления и радости. Каждый труженик по восстановлению собора явился меценатом, и его имя записано в Синодике Лавры для поминовения за Проскомидией.

Позднее, в 70-е годы прошлого столетия, своеобразным меценатом был и Высокопреосвященнейший Никодим (Ротов), завещавший похоронить его на братском кладбище Александро-Невской Лавры. Тогда это казалось нереальным, т.к. кладбище было закрыто, в Никольском храме располагалась мастерская по выпиливанию фигурок поэтов, вождей и «основоположников научного коммунизма», «вождей мирового пролетариата» из мрамора. Мрамор добывали тут же, на кладбище из варварски сорванных крестов, надгробий и памятников.
 
Богоборческие структуры намеревались проложить прямую асфальтированную дорогу, сравнять кладбище с землёй. Владыка Никодим опередил, разрушил задумки «отцов города» и сейчас Благословляет с горних Вершин верующих.

Помнится, он пригласил на зимний декабрьский праздник памяти св. Александра Невского священнослужителей в клобуках и перед выходом на литию, увидев «монахов множество», вполголоса восторженно произнес: «Процвела Александро-Невская Лавра!». Слова оказались пророческими.
Владыка Никодим сохранил все бывшие до него приходы северной столицы в годы жесточайшего гонения на Православную Церковь. Однажды его секретарю звонит по телефону уполномоченный совета по делам религии Г.С. Жариков и сообщает, что в небольшом тогда посёлке Вырица находятся два прихода: ап. Петра и Павла и Казанской Божией Матери, которые не пребывают в мире и часто приходят письменные жалобы, взаимные обвинения. А в других местах, например, от Финляндского вокзала до Выборга нет ни одного храма. Лукавство сквозило в словах представителя власти, который воспользовался отсутствием управляющего митрополита Никодима, через молодого тогда секретаря, решил закрыть один приход в Вырице.

Пришлось очень насторожиться, хорошо подумать, т.к. в те времена нельзя было перечить очень строгому и известному своей жестокостью уполномоченному. Ночью Господь внушил написать бумагу с просьбой разрешить богослужение в Казанской церкви по воскресным дням и большим праздникам. В документах, представляемых уполномоченным в Совет Министров, этот приход считался закрытым, а фактически храм функционировал. Если бы, хотя на один день он был закрыт, «творческая комсомольская молодежь» распорядилась бы его разорить. Но вернулся митрополит, назначил деятельного настоятеля, пригласил иностранную делегацию, которая много фотографировала и вскоре выпустила журнал, где в цветном изображении внутри и снаружи представлялся Казанский Вырицкий храм. Приход стал известным на весь мир.

Прошло много лет, люди частично забыли тяжёлое прошлое, но нынешний настоятель Казанского храма протоиерей о. Алексий Коровин знает, помнит историю своего прихода и молится о меценатах, сохранивших его в годы лихолетия.

Недавно меценаты сделали достаточный вклад в воссоздание Свято-Успенского Тихвинского монастыря и помещения в нём иконы Божией Матери. Известны добрые дела меценатов и в реставрации обители на Валааме. 

На многих зданиях школ, приютов, больниц можно прочитать имена купеческих фамилий, старавшихся помочь людям. Добросовестные доктора, труженики просветительских учреждений говорят, что физическое состояние человека прямо связано с его настроением. Сообщить хорошее настроение трудно, легче его испортить. Меценаты умели создавать, зная, что процесс выздоравливания во многом зависит от психологического состояния, от настроения. Не каждому известно, где, в чем, в Ком источник настроения, как его поддержать, чтобы оно, как солнышко с облачного неба, не уходило.

Сообщения эти интересны в связи с воспоминаниями о меценатах, старавшихся облагородить людей, русскую нацию. Важно показать, как проводить досуг, чем увлекаться, от чего отвращаться. Очень важно творить благо другим посредством молитвы, добрых советов, приобщения к Святому Православию. Каждый нуждается в словах ободрения и поддержки. Поэтому христианин может и должен быть меценатом.

Хорошо говорит Анна Ахматова о таком виде добра:

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты, в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.


И тебе, печально-благородная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.


В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.


Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?

АРХИМАНДРИТ ЕЛЕАЗАР, духовник Александро-Невской Лавры

Статья опубликована в газете
ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
№ 1-3 (16-18) - 2005