ВВЕДЕНИЕ В ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков
спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева
является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы
велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева
исполнение.
(Тропарь праздника Введения во храм
Пресвятой Богородицы, глас 4.)
ВВЕДЕНИЕ В ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Архимандрит ЕЛЕАЗАР.
Псково-Печерский монастырь
Когда Богородице исполнилось три года, Ее родители, верные обету,
данному Богу – посвятить рожденное дитя Ему – со свечами в руках и в
сопровождении родственников и знакомых торжественно ввели
Пречистую Деву в Иерусалимский храм для воспитания Божественной
Благодатию.
Оставив Дочь при храме, святые Иоаким и Анна вернулись домой, а
Божия Матерь изучала здесь Священное Писание и занималась
рукоделием, приготовляя священные одежды для служивших в храме.
Подрастая, Она исполняла и другие работы, служа нищим, увечным и
недужным.
Русская Православная Церковь отмечает этот праздник 4 декабря и
видит в нем предвестник праздника Рождества Христова. Значение
праздника ВВЕДЕНИЯ измеряется тем значением, какое имеет воспитание
в жизни человека. Как ни расходятся по этому вопросу мнения, нельзя
отрицать чрезвычайно большого влияния, какое оказывает на душевный
склад человека детская жизнь, обстановка, в которой она протекает, вся
совокупность впечатлений, воздействующих на ребенка.
На Введение во храм Пресвятой Богородицы Церковь смотрит, именно прежде всего с этой точки зрения. Через введение во храм Божия Матерь была поставлена под сумму благодатного влияния храма. Это была атмосфера святости, чистоты, божественности. Влияние храма на чуткую и детски-чистую душу Богоотроковицы было такой необыкновенной силы, что оно как бы постепенно подготовляло самое боговоплощение, наполняя божеством Ее душу.
Введенная во храм была даром Богу, жертвой Ему от родителей и всего человечества, а всякая жертва, даже если ею служит неразумное животное, уже тем, что она жертва, есть величайшая святость, «святая святых».
Редкий праздник переливается такой светлой, легкой радостью. Это радость того хоровода девочек, которые, по преданию, провожали Приснодеву в храм «со свещами светлыми», «поя, играя и ликуя».
Некоторые преподаватели и воспитатели видят в этом празднике свой профессиональный праздник, потому что все науки следует начинать с науки о человеке, с его воспитания. Только тогда воспитанник будет на радость родителям и обществу. Воспитание положительных душевных качеств: совести, честности, правдивости, вообще – порядочности, – залог будущей человечности, потому что человеком надо стать, становиться. И в этом становлении, конечно, первое место занимают учителя.
О них можно судить по их деятельности и тем «произведениям», которые они оставляют. И ни в коем случае нельзя подходить к педагогической деятельности без особого призвания, идти в пединститут только потому, что больше некуда поступить, или заниматься в педагогическом училище, не любя детей, будущую профессию.
Остается искренне поздравить читателей с великим и глубоко поучительным праздником и пожелать разумно уделять побольше внимания воспитанию ребят, их становлению и укреплению в человечности и порядочности.
---
Архимандрит ЕЛЕАЗАР.
Статья опубликована в газете «Печорская правда»
04 декабря 1990 года.