ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
10 марта 2013 года – 2 года со Дня Преставления Архимандрита Елеазара, духовника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Всех желающих разделить молитвенную встречу приглашаем в 13:00 и 14:00 на Никольское кладбище Лавры, где вновь будут служиться Панихиды Памяти светлого молитвенника, проповедника, ныне предстоящего у Престола Господня.
В этом году Родительская Суббота приходится на 9 марта. Накануне Дня Памяти Архимандрита Елеазара, православные христиане поминают всех сродников, уже завершивших свой земной путь. Вспоминается статья Архимандрита Елеазара «Вселенская родительская суббота» , написанная им более 20 лет будучи уже кандидатом Богословия, и опубликованная в газете «Печорская правда».
ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
"Ежегодно за неделю до наступления Великого Поста Православная Церковь вспоминает всех усопших православных христиан, веруя в связь Церкви торжествующей (небесной) с Церковью воинствующей (земной). Последняя ведет брань против зла, первая молит Бога о помощи людям в этой борьбе. Поскольку не все из живущих на земле достигли победы в этой борьбе, не устояли, то за них совершается молитва, чтобы Господь ослабил участь и причислил их к лику избранных.
Для Царствия Божия нет цены, но каждый человек должен отдать за него все, что имеет. Так, апостол Петр отдал свои сети, которыми ловил рыбу на Галилейском озере, бедная вдова отдала последние две монеты. А тот, у кого есть миллионы, должен их все отдать, чтобы приобрести Небесное Царство, у которого нет ничего, должен отдать свои желания.
Поминовения усопших основаны на вере христиан в загробную жизнь, что смерть не уничтожает человека, а лишь разлучает душу с телом. Спаситель говорит о смерти, как о сне, об успении. Священное Писание учит молиться друг за друга и за всех, помнить и поминать своих наставников, которые призывали к добру. Поэтому из древности установлены дни особенного поминовения умерших, одним из которых является суббота так называемой «Мясопустной седмицы», в этому году приходящаяся на 29 февраля.
Особенную помощь оказывают умершим молитвы в эти дни за Божественной Литургией, которая является духовной сферой, где верующие вступают в тесное и таинственное единение с Господом. Священник вынимает за умерших частички из просфор, которые потом погружаются в Чашу с Телом и Кровию Христовою с произнесением молитвы, чтобы Господь отмыл грехи поминавшихся. Каждому дорога память наших близких умерших людей, все испытывают скорбь о потере родственников и желают им успокоения со святыми.
Благотворны и дела милосердия. Иоанн Златоуст говорит, что многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими, и не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны милостыни. Все это установил Дух Святый, чтобы мы приносили друг за друга взаимную пользу… Облегчается участь скончавшегося грешника частыми молитвами и милостыней.
Само собой разумеется, что большое, даже воспитательное значение имеет молитва за умерших для живущих на земле. Они уходят из храма в этот день обновленными, немного чище, несколько лучшими и более человечными. По крайней мере до тех пор, пока вновь не захлестнет человека обыденная суетная жизнь, он сохраняет особенное отношение ко всему окружающему и ближнему. Это могут подтвердить все, кто совершает молитвы за своих родных и близких. В этом и есть причина, что люди заполняют в дни особенного поминовения храмы Божии в городах и селах.
И не случайно. Ведь христианское поминовение усопших восходит из глубокой древности. Еще в Ветхом Завете был обычай преломлять хлеб при гробах, раздавать его неимущим.
Например, Иуда Маккавей, являвшийся вождем еврейского народа, веруя в воскресение мертвых, сам приносил Богу умилостивительную жертву в Иерусалимский храм и просил священников молиться о прощении грехов воинов, на поле брани жизнь свою положивших. Об этом можно прочитать во второй Маккавейской книге Библии в 12-й главе.
Первая христианская Церковь, будучи три века гонимой, совершала богослужения на гробах, на кладбищах, потому что все нелегальные общества были запрещены, кроме погребального, которое занималось захоронением тех, кто не имел родственников и близких. Постепенно сложился чин службы похорон, который в настоящее время является одним из чудесных богослужений, когда люди видят усопшего, ушедшего в божественный покой. Она начинается призыванием, в котором говорится, что Бог благословен за жизнь человека и благословен за его смерть. У гроба стоят не потому, что умер человек, а потому что он жил и оставил след, он посеял семена, которые произрастут.
Когда Христос стоял перед лицом смерти, то говорил, что никто не отнимет у Него жизнь. Он свободно отдает ее. И если бы люди Его любили, то радовались бы. Человек думает о смерти, как о разлуке, но забывает, что она есть встреча живой души с живым Богом.
Архимандрит ЕЛЕАЗАР
Кандидат богословия
Статья опубликована в газете
"Печорская правда"
29 февраля 1992 года