ВОЗСИЯВШУ СОЛНЦУ
"Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити"
(Стихира, глас 6)
ВОЗСИЯВШУ СОЛНЦУ
Архимандрит Елеазар, духовник
Александро-Невской Лавры.
Первыми сообщение о Воскресении Господа услышали от ангелов жёны-мироносицы. «Христос Воскресе!» — благовествовали плачущим и рыдающим апостолам, которые стали приветствовать друг друга, спеша поделиться общей радостью.
«Христос Воскресе!» — пронеслось по всем концам земли. Церковь повторяет это восклицание повсюду, доставляя благодатные утешения. Воссияло от гроба Солнце Правды, совершилось величайшее чудо мировой истории, которое перевернуло и преобразило жизнь человечества. Простые рыбаки, став свидетелями Воскресения, с помощью Святого Духа совершили великое дело — уловили Вселенную. Потомок знатной фарисейской семьи из Тарса, ревностный преследователь христиан по пути в Дамаск становится распространителем благой вести о силе Воскресения Христова. Будучи учителем в Израиле, гонителем Христа, Павел, может быть, продвинулся бы к власти, богатству и славе, но был с гонимыми и был гонимым.
Апостол Павел, как и все ученики Господа, завершил жизнь мученической смертью. По повелению Нерона, сумасшедшего тирана, ему отрубили голову. Спустя несколько месяцев, убийца сам погиб позорной смертью.
Воскресение Христа является историческим событием, которое нельзя обойти, отвергнуть, уничтожить. За двадцать столетий яростных атак никто не смог опровергнуть радостной вести. Были попытки переименовать день недели, хотели сделать пятидневку, но не получилось. Тогда надо было бы иначе называть и день после недели, и второй день, и середину недели... Во многих странах до сих пор неделя начинается с Воскресения.
Воскресение Спасителя преображает человека, меняет образ жизни и мысли. Преображение произошло и с некоторыми непосредственными учениками Христа. Иаков, брат Господа, до Воскресения с недоверием относился к тому, чему учил Христос. После Воскресения он вместе с другими учениками становится проповедником. В его посланиях хорошо описано новое отношение ко Христу. Он говорит, что стал рабом Бога и Господа Иисуса Христа.
Неверие Фомы вызвано убеждением, что со смертью Учителя настал конец Царству Христа. «Пойдём, чтобы мы могли умереть с Ним». Апостол Фома не имел никаких надежд на Воскресение. Никто не станет предлагать умереть с другим, если думает через несколько часов увидеть его живым. Фома потерял веру, основанную на разуме, потерял надежду на Иисуса. Однако, Христос является ему, и Фома произносит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20,28). Убедившись, что Христос восстал из могилы, Фома полностью переменился и принял мученическую смерть.
Ученики в день распятия были печальны, а в первый день недели ликовали. Во время распятия не было надежд, а по Воскресении апостолы полны уверенности. Столько перемен за короткий срок.
Простое исчезновение тела из гробницы не могло изменить духа и характера человека. За три дня невозможно создать «легенду», которая так сильно повлияла на людей.
В последующие времена и до сего дня Воскресение Господа потрясает многих, совершая коренные перемены. Наши предки, русские люди, водимые глубокой убеждённостью в факте Воскресения Господа и Учителя, совершали паломничества к месту погребения и воскресения Христа, шли пешком в святой град Иерусалим для поклонения гробу Спасителя, камню, который отвалил ангел от дверей гроба, другим святыням.
Бытует мнение, что европейцы умеют смеяться, но не умеют радоваться. В Иерусалиме Патриарх поёт: «Да воскреснет Бог», «Христос анести» — поют греки, «Христос воскресе» — вторят русские. Гроб превращается в рай, место страданий — в источник радости. Радость восточных людей без смеха возвышенная, духовная.
Присутствующие в храме отмечают, что в это время неважное пение, невыразительное лицо — всё представляется красивым. Радость Воскресения всё меняет и преображает.
В Воскресении заложено доказательство, что Иисус Христос является Сыном Божиим. Апостолы в основу проповеди заключали факт Восстания Господа из гроба. Они говорили об этом не только потому, что гроб был обнаружен пустым на третий день, но и потому, что Спаситель в течение сорока дней являлся многим. И сейчас Он является, чтобы освободить человека от пагубных наклонностей, победить власть греха. Когда человек открывает себя Христу, происходит коренная духовная перемена, «рождение свыше» (Ин.3,3), рождение от Бога. Характер и желания быстро меняются, Бог «падшим подаёт Воскресение». Поднимало и восстанавливало соответствующее настроение в людях паломничество в Палестину. С грузом за плечами по пыльной дороге, которая была далеко не гладкая, при невыносимой жаре они несли в святую Землю всё лучшее, жертвовали для храмов и монастырей.
До сих пор в Иерусалиме всюду большие образа в дорогих ризах, церковная утварь, доставленные из России. Некоторые богатые люди покупали землю, строили здесь для себя жилища.
Архивы в Палестине строго охраняются, доступ к ним невозможен, потому что при изучении документов можно выявить, что порядочные участки земли являются исторически русскими.
И вот благочестивые паломники из России, утомлённые жаждой и тяжёлой дорогой, издалека, ещё в дымке, увидев сияющий крест на храме Воскресения Христа, восклицали: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим»...
Пели, славили и сложили гимн, который Православная Церковь сохранила и поёт за богослужением до сих пор. В греческих чинопоследованиях его нет. На протяжении всей истории русские воздавали хвалу Воскресшему. Композиторы, художники, поэты — все представители искусства касались темы Воскресения Христа из мёртвых. Н. Римский=Корсаков оставил прекрасное произведение под названием «Светлый Праздник». Оно проникнуто мелодиями стихиры «Да воскреснет Бог» и тропаря «Христос Воскресе».
Прославляя Воскресшего Господа, люди совершали подвиг, отказывались от прихотей плоти, вредных привычек, воздерживались, ограничивали себя постоянно. Всё это обновляло их, производило перемену. Господь «падшим подавал Воскресение», и они, очистив чувства, духовными очами видели Спасителя.
Достигнув Храма Воскресения, паломники покланялись святыням, получали Благодать и преображенные возвращались домой и горением своим зажигали многие сердца. Происходила непрерывная передача Благодати от места Воскресения во все уголки земли. Свет Христова Восстания до сих пор преображает, обновляет и направляет всех, желающих быть с Господом.
«Возведи окрест очи Твои, Сионе, и виждь, се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки». «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия». Новый Иерусалим, Церковь Божия, достойно красуется и ликует, потому что слава Воскресения сияет над ней, и люди с разных концов приходят, чтобы просветиться и подняться духовно.
«Просветишася всяческая Воскресением Твоим, Господи, и рай паки отверзеся, вся же тварь, восхваляюще Тя, песнь Тебе всегда приносит».
Русская история знает попытки приглушить эту хвалу. Если представить себя вместе с апостолами у Голгофы, то мы истолковали бы Распятие, как трагедию. Если были бы вместе с жёнами-мироносицами, пришедшими в то воскресное утро, «возсиявшу Солнцу» к могиле и увидели, что она пуста, решили бы, как и они, что дальнейшие несчастья обрушились на нас и кто-то украл Тело Спасителя.
Но через 2000 лет мы всё видим иначе, не как несчастье, а как триумф Христа, Его победу. Триумфальное шествие Господа продолжается, и мы являемся свидетелями этого. Никакие силы не могут остановить движения. Пасха в Советском Союзе была запрещена. Известен случай, когда внук спросил у бабушки о значении букв «Х.В.». Старушка сквозь зубы торопливо ответила: «Хозяйство возрождается!».
На деле, оно оставалось в незавидном состоянии, а светлый Праздник продолжался. Роскошно он отмечался и в Петербурге до 1917 года.
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и Мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно весёлою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмолённою пахло доскою.
Из-за вымытых к Празднику стёкол,
Из-за рам без песка и без ваты,
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался восторгом объятый.
Было сладко для чрева и духа.
Юность мчалась, цветы подколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и калоши.
Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьёзность.
Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!
Так поэт Игорь Северянин представлял светлый Праздник в тогдашнем городе на Неве. Несмотря ни на что, Россия отмечала Пасху. Более 70-ти лет огромная машина безбожия двигалась на Православную Церковь. Делались попытки уничтожить из памяти людей мысль о Воскресении Христа. Организовывались «коммунистические» субботники, чтобы усталые люди не шли на ночное Пасхальное богослужение. Для молодёжи устраивались вечерние развлекательные мероприятия. У входа в храм стояла милиция, отпугивая школьников. В небольших городах учителя высматривали и стыдили учеников за посещение храма на Пасху, занижали оценки.
Были и «воинствующие безбожники», которые организовывали беспорядки. В Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры часто присутствовали за богослужением православные из Финляндии, располагаясь на левом клиросе. В 1967 году во время Пасхального Крестного Хода вокруг собора брошенный камень попал в Запрестольный Крест, который нёс ктитор Покровской общины в Хельсинки. Произошёл неприятный резонанс, не украшавший некогда культурный город.
Тем не менее, триумфальное шествие Воскресшего продолжалось и продолжается, что удивляет многих. Был однажды диалог артиста театра со священником. Первый говорил, что участвует в различных пьесах и старается добиться больших успехов на вертящейся сцене, а зрителей не так много, как на Пасху в соборах. В церквах одна и та же «пьеса», нет особого убранства, одинаковая на все случаи «сцена», а народа очень много и все стоят по несколько часов. Что сделать, чтобы нечто подобное было в театре? Священник ответил, что пусть директор театра попробует отделиться от государства.
Артист отличается от священника тем, что он играет, а священник живёт, живёт идеалами Воскресшего Христа. На эту тему говорил проповедь митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков), уроженец северной столицы.
Обещавший через двадцать лет построить коммунизм, Н. Хрущёв отмечал, что всё идёт по плану, но вот проблема с верующими христианами остаётся неразрешённой. Ему советовали в храмах повесить свой портрет, и тогда никто не пойдёт молиться.
Эти и другие лирические отступления можно позволить себе в эти радостные дни. Хочется, чтобы Солнце Правды «возсиявало» в людях. Многое ещё предстоит пережить и перетерпеть верующим, но в конце концов всегда побеждает Воскресший Господь.
Поэтому «пролетарии всех стран, соединяйтесь» вокруг Пасхального стола и несите радость Воскресения всем, подобно святой равноапостольной Марии Магдалины, со словами: «Христос Воскресе!». Благодатное настроение, уважительные отношения, любовь к людям пусть присутствуют в обществе.
А.П. Чехов говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Однако, при всём старании нельзя сделать лицо прекрасным. Можно подкрасить, загримировать, но это будет подделка, а любую подделку нельзя называть прекрасной. Можно купить прекрасную одежду, но она не даст человеку прекрасных: лица, души, мыслей. Прекрасную душу и прекрасные мысли может иметь тот, у кого прекрасное сердце, обновлённый дух, кто живёт новой жизнью, в ком «возсиявает Солнце» Пасхального утра.
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Статья опубликована в газете
ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
№ 3-4 (28-29) - 2006