Воздвижение
"Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое.
Победы православным христианам на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство."
(Тропарь, глас 1)
Архимандрит Елеазар, духовник Александро-Невской Лавры
Сегодня, 27 сентября, Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Первоначально этот праздник установлен в воспоминание обретения Креста. По описанию древних историков событие это представляется так. Император Константин Великий, по чувству благоговения к Кресту, благодаря которому он одержал многие победы и в благодарность Богу за согласие Церкви, установленное на Первом Вселенском соборе, поимел желание соорудить храм на Голгофе. Для этого его благочестивая мать Елена отправилась в 326 году в Иерусалим. По указанию престарелого еврея был найден Крест Христов, но с ним и два другие. Отличить Крест Господень было трудно, потому что дощечка с надписью Пилата: «Иисус Назарянин царь Иудейский» лежала отдельно.
По распоряжению патриарха Макария найденные кресты были принесены к одру болящей женщины и поочередно возлагались на нее. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего креста больная получила здравие. Когда несли для захоронения тело одного умершего, патриарх Макарий начал снова возлагать один за другим кресты. Человек воскрес от прикосновения того же Креста.
Слава о чудесах Креста привлекла к Голгофе множество народа. Так как для многих из-за тесноты не было возможности не только приблизиться и облобызать Крест, но и видеть его, то патриарх, став на возвышенном месте и воздвигая честный Крест, показывал его и в отдалении стоящим. Весь народ в радостном восторге восклицал: «Господи, помилуй!». В год обретения Креста был установлен и сам праздник.
Самый обряд воздвижения Креста Господня, совершаемый в этот праздник в храмах, имеет глубокое духовное значение. Так как он есть орудие и вместе символ нашего спасения, священная хоругвь нашей веры, знамение христианства, то и в совершающемся в этот день воздвижении мы должны усматривать изображение всего образа нашего спасения, всей сущности веры, всей прошедшей и настоящей судьбы нашей и всей будущей нашей участи. Крест низводится вниз и опять возносится вверх, что являет образ нашего горького падения в Адаме и нашего превознесения во Христе.
Для понимающего и верующего в священнодействии воздвижения Креста Христова – неиссякаемый источник духовного утешения, сильное побуждение к умиленной молитве, к благоговейному излиянию своего сердца пред Богом, высшее поощрение к делам благочестия и любви христианской, предмет богомысленного размышления и благодарения Богу за всю вечность.
Архимандрит ЕЛЕАЗАР.
Псково-Печерский монастырь
Статья опубликована в газете
"Печорская правда"
27 сентября 1990 года