СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Духом во святилищи представ старец,
на руки восприят закона Владыку, вопия:
ныне соуз мя плотских разреши, якоже рекл еси, с миром:
видех бо очима откровение языков, и Израилю спасение.
(Светилен самоподобен)
Архимандрит Елеазар.
15 февраля 1992 года.
В этот праздник отмечаемый, ежегодно 15 февраля по новому стилю, вспоминается принесение Христа Пресвятой Девой в Иерусалимский храм после исполнения дней очищения, для установленного законом Моисея выкупа. Хотя божия Матерь и не имела нужды в очищении, однако пришла в храм, чтобы исполнить закон.
Младенец был встречен праведным Симеоном, который в священном восторге воздал хвалу и благодарение Богу, исполнившему его ожидание. Взяв на руки Спасителя, он сказал, что теперь Господь отпускает раба Своего с миром, потому что он увидел Свет для откровения язычников и славу народа Израилева. Эти слова свидетельствовали, что тайна Божия открыта Симеону, который потом обратился к Приснодеве Марии и, указав на Христа, сказал, что Он будет для многих восстанием и в знамение пререкаемо, а Божией Матери душу пройдет оружие, что исполнилось во время страданий и смерти Господа.
В это время в храме находилась Анна, которая была праведной по жизни. Она тоже присоединила вдохновенный голос к голосу Симеона, славя Бога и вещая, как пророчица о Младенце. Совершив все положенное, Пресвятая Дева и праведный Иосиф вернулись в город Назарет. От события встречи Христа с праведным Симеоном получил название и сам праздник. Этот день есть сороковой после Рождества Христова.
Начало торжественного празднования Сретения Господня относится ко времени императора Юстиниана (541–542). В конце 541 года в Константинополе появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся три месяца и под конец ежедневно поражавшая смертью 5–10 тысяч человек. К этому бедствию присоединилось другое — землетрясение в Антиохии, которое разрушило много зданий и погибло достаточно народа. В праздник Сретения было совершено большое моление за избавление от зол, и бедствие прекратилось. Событие, о котором рассказано в Евангелии, стало повсеместно отмечаться во всех православных храмах.
Пример Спасителя и божией Матери, исполнивших все положенное по закону, научает православных исполнять правила и обряды Церкви, напоминает о посвящении Богу, Которому необходимо приносить всю жизнь, жизнь чистую и благодатную.
Праздник Сретения научает обращаться к Господу во всех бедствиях, которые постигают человека. Это помнил Псково-Печерский монастырь, воздвигнув храм в честь Сретения Господня в то время, когда в окрестностях свирепствовала эпидемия болезни. Храм соединил ризницу монастыря с Благовещенской церковью.
По церковному Уставу праздник относится к богородичным, потому что Божия Матерь принесла Христа в храм, но в богослужении прославляется Христос Спаситель, праведный Симеон и Анна. Праздник имеет много особенностей господского торжества. Праведный Симеон ждал именно прихода в мир Господа. Являясь одним из 70-ти переводчиков-толковников Священного Писания, которому выпала для перевода книга пророка Исаии и дойдя до слов, что Дева во чреве приимет и родит Сына, решил слово «Дева» заменить словом «жена». Тогда ему явился ангел и сказал, что следует верить написанному. Также было сказано, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этих слов. Таким образом, человек жил долго и переживал, потому что все умирают, а он живет.
Когда произошла эта встреча, праведный Симеон, облегченно произнес слова, в которых сказано, что сегодня отпускает его Бог с миром, потому что глаза увидели спасение, увидели Того, Кого так долго ждали.
Обычай приносить младенцев в храм сохранился до настоящего времени, чтобы сделать сорокадневного малыша членом семьи Господней и помолиться о нем. Мать приходит в церковь вместе с новорожденным. Священник ждет ее у входа, берет из рук ребенка и читает молитву. Потом совершается воцерковление, когда священник несет младенца внутрь храма, останавливаясь и делая образ креста у входа, посередине и около алтаря. Если это мальчик его несут в алтарь. Во всех молитвах, связанных с этими действиями, вспоминается праведный Симеон и другие обстоятельства события.
Русские верующие хорошо помнят об этом церковном установлении и спешат в церковь для совершения необходимого, получают Божие Благословение, и Господь хранит мать и младенца в течении всей их жизни.
Архимандрит Елеазар.
Кандидат богословия.
15 февраля 1992 года.