ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
"Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе."
(Тропарь Преображению Господню, Глас 7)
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Архимандрит Елеазар,
духовник Александро-Невской Лавры.
Человеку дважды в истории пришлось войти в славу Божию. Первый
раз пророк Моисей поднимался на гору Синайскую для получения
закона Божия, цель которого была подготовить людей благочестивой
жизнью к встрече Спасителя. Оставшиеся у подножия горы видели ее
темным облаком, в буре с молниями. Они видели гору, наводящую ужас
и страх, а Моисей с верой смело вступил внутрь этого облака и был
ослеплен Светом Божественным.
Второй раз апостолы Петр, Иаков и Иоанн, имея веру и праведную
жизнь, были и молились со Христом на горе Фаворе, когда Господь
засиял Светом, тем же Светом, который Моисей видел на Синае.
Свет этот всегда был со Христом. Он не изменился, но люди оказались
достойными видеть Его.
Свет Фаворский, Свет Святого Духа зажигается во всяком человеке и
сияет вокруг, оказывая действие на людей и природу. В
результате самодисциплины человек преображается, люди перестают
быть продуктом распада, они обожествляются. Грех удалил человека от
райской жизни и блаженства, и чтобы вернуть прежнее упущенное, необходимо преобразить жизнь через молитву, покаяние и Причащение.
Святые люди доказывают возможность вернуться к той жизни, которая была в раю. Преподобный Серафим Саровский, русский святой, мощи которого в этом году вернули Русской Православной Церкви, хорошо демонстрирует это. Из его жизни известно, что он имел постоянное желание находиться с Богом. Чтобы никто не мешал ему молиться, он ушел жить в большой густой и темный лес. Здесь он выстроил себе небольшую избушку, посадил огород и стал жить совершенно один, питаясь овощами со своего огорода.
Своей простой пищей он постоянно делился с соседями, а ими являлись птицы и звери. Птицы перестали бояться его, а звери приходили прямо к жилищу. Со временем люди узнали о подвигах и молитве преподобного, начали приходить к нему для разрешения жизненных вопросов и напутствия к жизни. Одна старушка подошла к хижине преподобного Серафима и увидела старичка, у ног которого сидел большой медведь.
Женщина настолько испугалась, что закричала не своим голосом, упав со страха на землю. Старец услышал голос, махнул рукой на медведя, и он, как разумное существо, тотчас же отошел в сторону, ушел в лес.
Вскоре тот же самый медведь вышел из лесной чащи и, подойдя, лег у ног святого старца. Женщина, видя, что преподобный Серафим, обращается с ним, как с кроткой овечкой, кормит из своих рук, не стала бояться. Старец подал ей кусок хлеба и велел покормить зверя. Медведь спокойно ел и из ее рук. Разве этот случай не говорит о возможности достигнуть человеку такого состояния, когда все в природе служило ему, он являлся ее господином. Надо лишь одно – очеловечиться, быть таким, чтобы тебя не боялись, а шли к тебе за помощью, советом, утешением и равнялись, видя порядочность твоей жизни, т.е. надо себя преобразить.
Результатом этого преображения станет многое возможным, и то, что казалось когда-то чудесным, станет обычным. Это обычное рассеяно в мире, оно вокруг нас, надо умело подойти и пользоваться. Надо быть хорошим, и все вокруг будет радовать, а за радостью последует умиротворенность, улыбка, приветливость к каждому человеку. Преподобный Серафим не делил людей на сорта, всех, кто приходил к нему, он называл «Радость моя».
Статья опубликована в газете "Печорская правда"
19 августа 1991 года.