НЕ ИСКАЖАЙТЕ ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
«Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде,
а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает»
(1Кор.13:4-8)
Великий Пост - время, которое как никакое другое отрывает для нас возможность ясно прочесть слова из Первого послания св. Ап. Павла к Коринфянам, понять его и прочувствовать всей душой. Время Поста возвращает нас к единственной верной жизни – жизни, полной Любви.
10 марта 2011г., год назад, Архимандрит Елеазар, духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, завершил свой жизненный путь. В тот же день, по Промыслу Божиему, в православной газете «Вестник Александро-Невской Лавры» вышла статья Архимандрита Елеазара «За сердцем человека нужен уход». Словно прощальное письмо духовного отца своим чадам звучали строки статьи и слова, сказанные между строк. Письмо, занявшее целый разворот газеты, составляли две части: «Взаимоотношения» и «Не искажайте любовь к ближнему», приведенная ниже.
***
Не искажайте любовь к ближнему
Величайшим на земле бесспорно является Тот, на Кого ссылаются, на учении Которого основываются все законы и взаимоотношения людей.
Он повелел любить ближнего своего, как самого себя.
Но люди стали самонадеянны и Закон Божий изучать более не захотели и поэтому им не понять, как можно любить другого как самого себя. Мало того, люди разучились любить и себя – вот как далеко влево ушел современный человек.
Есть часть людей, которые просто ненавидят себя, делают себе много зла. Если это зло измерить, то можно убедиться, что никакой лютый враг не причинил нам столько вреда, сколько мы сами себе. Отсюда все наши беды. Многим это непонятно, они не могут разобраться в этом, по существу, простом вопросе.
Странно, человек беспрестанно делает себе зло и между тем постоянно и ненасытно желает себе добра. И этого парадокса тоже никто не замечает. А причина очевидна – люди правильную любовь к себе заменили самолюбием и, имея лукавую совесть, стремятся мгновенно исполнить свои желания. Всякие излишества: сребролюбие, сладострастие, объядение, многоспание и многое другое льстит нам и, любя себя неправильно, мы исполняем это во вред себе.
Любовь состоит в соблюдении заповедей Христа. Если человек не раздражается, не помнит зла, не лжет, - он любит себя. Если он не обманывает, не крадет, не обижает – любит себя. У такого человека мир на душе, что самое главное. Он спокоен.
Христос говорит, что кто хочет за Ним идти, тот должен отвергнуться себя. Ни один учитель не говорил такого – отвергнуться себя, своих желаний, потребностей тела. И главное, если хочешь, то есть добровольно. Именно тот, кто отвергается своих животных потребностей, полюбит самого себя. Ведь сколько вредного мы для себя делаем, удовлетворяя желания своего тела. Даже принимать пищу мы не умеем, пресыщаемся, а ведь всякое излишество приводит к болезни. Многим никак не понять это, они страдают от этого, но все равно переедают и духовно, и физически.
Апостол Павел говорит, что в человеке действует иной закон и странно, что, человек чего не хочет, то делает, а чего желает, не исполняет. Этот парадокс не замечают те, кто не знает Христа. Для них – брать от жизни все – призыв, но призыв обманчивый, и человек верующий и думающий в этом убеждается.
Только полюбивший себя во Христе может любить другого. Человек, страдающий самолюбием, выражает любовь к ближнему исполнением безразборчивых его желаний. А те, кто знаком с учением Христа, удовлетворение пожеланиям и прихотям человека считают губительным человекоугодием. Самолюбие есть искажение любви к самому себе, человекоугодие есть искажение любви к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник – и себя, и другого.
Люди созданы для того, чтобы любить, подобно тому, как птицы, чтобы летать, рыбы чтобы плавать, потому что все братья, все расы человечества едины. Кровь европейца и кровь негра не имеет химического различия, тогда как есть разница в составе крови человека и животного.
В последнее время говорят о любви, но разговоры пока не имеют практического применения. Люди замкнулись в себе, ко всем безразличны, часто безпринципны и даже бессовестны. Многие стали отвратительны внешне и жалки внутренне. Веру они назвали безумием, похоронили правду, порвали с бесценными идеалами вероучения и т.п.
Человечество все чаще отвергает единственно верный фундамент, на котором можно строить то, что заслуживает строительства. Оно пытается достичь благоденствия без любви к Богу и человеку. Людям кажется, что причин современных неудач много, но ведь только одна причина, из которой все остальное вытекает – нарушение главной заповеди Христа – возлюби! Как ни странно, мир полон страждущих, нуждающихся в нашей помощи, полон жертв несправедливости, безнадежности и отчаяния. Поэтому не надо спрашивать, что делать, а, сознавая себя человеком, скорее проявить любовь.
Без заповеданной Христом любви к человеку, мы не люди, а бездушные изваяния, засохший гипс. О древних христианах говорили, что они хвалили Бога и находились в любви у всего народа.
Вспоминается из русской классики герой Максима Горького, который любил все на земле, кроме человека. «Людей я не люблю, - говорил он, какие это люди; если они друг другу помочь не могут!»
О людях, не имеющих истинной любви ни к Богу, ни к ближним, Пушкин писал в Борисе Годунове: «Они любить умеют только мертвых». Горький эту мысль выражает словами: «У, нас кроме покойников, никого жалеть не умеют».
Итак, Христос и только Он завещал любить людей, как самих себя. Но, люди, захлестнутые политикой и бизнесом, разучились любить себя, поэтому слова Сократа – познай самого себя – стали актуальными в наши дни. По мере того, как человек познает себя, он приходит к печальным открытиям, убеждаясь, что всю жизнь имел о себе ложное представление. Кто-то сказал, что когда он присматривается к жизни окружающих, возмущается их порочностью; когда вникает глубже в себя, приходит в отчаяние.
Вот почему Христос ставит главным условием следования за Ним самоотречение, обуздание самого себя, что для современного человека очень трудно.
Говорят, что Петр Великий издал закон, запрещающий помещикам избивать крепостных, а нарушивших рассматривать как ненормальных, нуждающихся в опекунстве, неспособных самостоятельно вести дела. Спустя некоторое время сам император, рассердившись на садовника, так того ударил, что вскоре последовала его смерть. Петр не мог простить себе это и сказал: я приказываю своим подданным обуздывать себя, а себя обуздать бессилен.
Самообуздание – результат духовного прозрения. Со времен Христа люди поняли, что человек – существо, у которого чело должно быть обращено к вечности. По-гречески человек – анфропос, существо обращенное вверх. Христос победил власть тьмы, греха и смерти. В Петербурге перед революцией архимандрит Михаил, обращаясь к атеистам в публичной лекции сказал: «Вы победите, но после всех победителей победит Христос».
Когда Христос жил на земле, то грешники, мытари, блудница, разбойник через веру в Него обретали преображенную жизнь, и это продолжается с человечеством сквозь всю историю и доныне, потому что Он есть путь, истина и жизнь.
Миллионы людей из разных племен и народов, все мы нашли в Нем жизнь, полную смысла. Не без основания Александр Блок передает первый стих Евангелия от Иоанна словами: В начале была музыка, потому что Христос – истина, добро и красота. Только уподобление Ему может удовлетворить человека, только выявление Его образа в нас есть цель образования, культурного развития человека. Без Него человеку угрожает нравственное безобразие, о чем так мудро говорит народ, обращаясь к человеку опустившемуся: «Нет в тебе образа» (Божия). Цель жизни человечества есть обожествление его через приближение ко Христу. Так сказал гениальный философ Владимир Соловьев в своей лекцией перед тысячами русских студентов в актовом зале Санкт-Петербургского университета в 1880 году.
Возлюбите же ближнего своего как себя, примите всю высоту христианской нравственности и пребывайте с Господом в своей повседневной жизни. Аминь.
Панихида памяти Архимандрита Елеазара. 10 марта 2012г.
10 марта 2012 г. - год со дня упокоения Архимандрита Елеазара.
В этот день на могиле духовника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры будут отслужены две панихиды:
+++ Братская панихида - по окончании поздней Литургии.
+++ в 13.00 панихиду отслужит священник храма больницы им.
Мечникова протоиерей Михаил Кудрявцев, певчие любительского церковного хора "Астрон".
С любовью приглашаем Вас почтить светлую память духовника Александро-Невской Лавры, старца и молитвенника, ныне предстоящего у Престола Господня.