КРЕСТНОЕ ДРЕВО
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,
победы православным христианом на сопротивныя даруя
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
(Тропарь Воздвижению Креста Господня, Глас 1)
КРЕСТНОЕ ДРЕВО
Архимандрит ЕЛЕАЗАР.
Псково-Печерский монастырь
Ежегодно 27 сентября православные люди поклоняются
в храмах с трепетом и благодарностью Кресту Господню.
Митрополит Сурожский Антоний говорит, что как и две
тысячи лет тому назад, Крест по-прежнему остается для
одних соблазном, для других – безумием, но для
верующих и спасаемых – Крестом Господним, силой и
славой Божией.
Трепетен Крест Христов, это орудие жестокой, мучительной
смерти. Сам ужас, который охватывает, когда человек взирает
на Крест, должен научить миру и любви. Бог так возлюбил мир,
что отдал Единородного Сына, чтобы спасти мир. После этого,
после воплощения Сына Божия, после жизни Христа на земле,
после того, как Он провозгласил божественное учение в
слышание всех народов, после того, как Он подтвердил
проповедь любви, доказал смертью без злобы, смертью,
которой не примешалось ни одно мгновение противления мести,
горечи, после того наш мир уже не прежний мир, и его судьба не
проходит трагически, страшно и мучительно перед Божественным
судом, потому что сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что
эта судьба теперешняя наша связала вместе Бога и человека.
Крест говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит
эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, ничем другим нельзя откупиться за любовь. Перед человеком стоит вопрос совести. Он в свое время станет вопросом, который поставит Господь на Страшном Суде, когда предстанет перед нами не только в славе Своей, но станет перед нами изъязвленный за грехи наши.
Судья, который будет стоять перед людьми, Тот же самый Христос, который жизнь отдал за каждого человека. Что же ответит тогда человек? Неужели он скажет Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его нам был не нужен, когда все видели, как Бог любит человечество. Неужели человек скажет, что у него не хватило никакой ответной любви? Неужели он ответит, что предпочитает ходить во тьме, руководствоваться страстями и похотью, что для него дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?
Пока человек живет на земле, может себя обмануть, что есть еще время, но это – неправда, времени страшно мало. Жизнь может оборваться в одно мгновение и тогда начнется стояние перед Судом Господним. Тогда будет поздно, а теперь время есть, если человек каждое мгновение жизни превращает в любовь к Богу и к каждому человеку, нравится ли он ему или нет, близок ли он или нет.
Только тогда душа успеет созреть к встрече с Источником Жизни. Поэтому всмотримся в Крест. Для Христа он значил смерть, для нас он означает жизнь, но жизнь, купленную нам Богом дорогой ценой. Если бы близкий нам человек умер за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена, разве бы мы не изменились?
Но вот умер Христос, неужели человек останется безучастным? Он должен поклониться Господу не только на мгновение, но склониться, взять по мере сил Крест на свои плечи и идти за Спасителем, Который показал пример и призывает следовать за Ним в любви. Тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную торжествующую победную радость вечной жизни.
За Крестом последовало Воскресение. Это происходит и с человеком, который пал, но образ Божий в нем остался, гены его богоподобные и находятся в стремлении к единству. Чем больше человек тянется к единству, тем больше тянется к Богу, тянется к человеку. Понимать это постоянно учит распятый на Кресте Христос.
---
Статья опубликована в газете
"Печорская правда"
27 сентября 1990 года