14 АВГУСТА – ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА АРХИМАНДРИТА ЕЛЕАЗАРА
14 августа 2012г. в День тезоименитства Архимандрита Елеазара на Никольском кладбище Санкт-Петербурга будет отслужена панихида памяти духовника Лавры. Возглавит панихиду священник храма больницы им. Мечникова протоиерей Михаил Кудрявцев, в сослужении - Любительский церковный хор "Астрон", созданный Архимандритом Елеазаром.
Начало панихиды в 14:00.
Архимандрит Елеазар (Иванов Анатолий Сергеевич) родился 3 декабря 1936 года в г. Бологое, Тверской области. По окончании средней школы поступил в 1956 году в Духовную Семинарию Санкт-Петербурга, в 1964 году окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
24 июля 1964 года митрополитом Никодимом (Ротовым) рукоположен в сан диакона и назначен в Николо-Богоявленский собор Санкт-Петербурга.
В 1965 году рукоположен в Духовной Академии во священники для Воскресенской церкви с. Петрова Горка, Лужского района.
В 1966 году назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора г. Выборга, совмещая служение с обязанностями епархиального секретаря. В том же году принял постриг в монашество и определен в клир Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры.
В 1968 году – настоятель Спасо-Преображенского храма в посёлке Толмачёво, Лужского р-на.
С 1969 по 2003 г. – насельник Свято-Успенского монастыря в Печорах, Псковской области.
1 декабря 2003 года зачислен в число насельников Александро-Невской Лавры, с 2004 года - духовник обители.
10 марта 2011 года, на 75-м году жизни Архимандрит Елеазар тихо отошел ко Господу в своей монашеской келии.
Настоящий подвижник Русской Православной Церкви, талантливый проповедник, богослов, священник и врач духовных болезней, старец, по молитвам которого произошло много чудесных исцелений, Архимандрит Елеазар учил людей жить жизнью духовной, осмысленной, прививал эстетический вкус, большое значение уделял красоте и глубокому смыслу церковного пения, православной культуре в целом.
Даже единственная встреча с Отцом Елеазаром наполняла душу человека неизреченной любовью и светом. Действие благодати Божией, окрыляющей и укрепляющей дух, было явно ощутимо всеми приходящими к духовнику Лавры.
Благодатная помощь и по блаженной кончине старца обильно изливается на всех с верою просящих его молитв. К могиле Архимандрита Елеазара на Никольском кладбище Лавры не прекращается поток людей.
14 августа 2012 г. в 14.00 с любовью приглашаем вас почтить светлую память Архимандрита Елеазара на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.
Дополнительная информация:
+7 905 210 78 88
+7 911 199 56 32
irina_anissimova@mail.ru
СПАС МАККАВЕЙ В ЛАВРЕ
45 ЛЕТ НАЗАД В АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ НАЧАЛСЯ ПУТЬ МОНАШЕСКОГО ПОДВИГА АРХИМАНДРИТА ЕЛЕАЗАРА – ДУХОВНИКА АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ.
НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ ЮРИЙ КОСТЫГОВ ВСТРЕТИЛСЯ С ОТЦОМ ЕЛЕАЗАРОМ И ЗАПИСАЛ ВСЁ, ЧТО ОН РАССКАЗАЛ О СЕБЕ И ЧТО ДУМАЕТ О СЕГОДНЯШНЕМ ВРЕМЕНИ... МЫ ИСКРЕННЕ НАДЕЕМСЯ – ЧИТАТЕЛЬ ГАЗЕТЫ ПОЙМЁТ, ОТ ЧЕГО ОН ХОЧЕТ НАС ПРЕДОСТЕРЕЧЬ И ЧЕМУ НАУЧИТЬ.
14 августа 2010 года, в первый из трёх праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялось праздничное богослужение. Божественную Литургию возглавлял духовник лавры архимандрит Елеазар в сослужении священников монастыря и митрополичьего протодиакона Андрея. Молящихся в этот день было много, служба отличалась особой торжественностью – архимандрит Елеазар был именинником. По окончании литургии, по благословлению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, епархиальный секретарь игумен Мстислав поздравил архимандрита Елеазара с днём его тезоименитства и пожелал помощи Божией и радости. В приветствии от владыки, которое было зачитано, говорилось о ревности служения архимандрита Елеазара перед престолом Божиим и заслуженном уважении со стороны братии, прихожан и паломников монастыря. Затем архимандрита Елеазара поздравил епископ Выборгский Назарий. Наместник Александро-Невской Лавры с теплотой и любовью отметил важность послушания, которое несёт архимандрит Елеазар в монастыре, принимая всех страждущих, приходящих в Лавру и обращающихся к нему за советом. Епископ Назарий пожелал имениннику здравия, терпения, а всей братии монастыря – иметь такую ревность о послушании, которую стяжал архимандрит Елеазар.
В ответном слове архимандрит Елеазар сердечно поблагодарил священство за приветствия и благопожелания по случаю тезоименитства.
Многие люди пришли поздравить отца Елеазара с именинами, храм был наполнен благоуханием роз – цветы с благодарностью и почтением принесли в подарок прихожане и духовные чада. Завершилось поздравление пением хора храма Иверской иконы Божией Матери, который исполнил три произведения: "Хвали, душе моя Господа" архимандрита Никанора, "Коль славен" муз. Д. Бортнянского, сл. М. М. Хераскова и "Гимн великому городу", муз. Глиэра, слова народные. Коллектив певчих был сформирован отцом Елеазаром.
В 1936 ГОДУ В СЕМЬЕ МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЙ ТЯГИ СЕРГЕЯ ИВАНОВА РОДИЛСЯ СЫН АНАТОЛИЙ.
Ещё мальчиком дошкольного возраста Анатолий ходил в Свято-Троицкую церковь города Бологое. Смотрел, слушал, по-детски молился. Всё нравилось. Поступив в первый класс школы, чаще посещал храм. Ребята издевались, крича вдогонку: «Поп идёт!», «Аллилуйя!»
После десяти лет учёбы стал вопрос, куда пойти дальше. Анатолий чувствовал, что его призвание – Церковь. Мать, работница конторы паровозного депо, была против, просила хорошо подумать. Тогда ведь шли сталинские гонения, за которыми следовали хрущёвские.
В 1956 году Анатолий поступил в Ленинградскую Духовную семинарию; неплохо, по первому разряду, окончив которую, без вступительных экзаменов был переведён в Ленинградскую Духовную академию.
В 1964 году Анатолий закончил Академию с присвоением степени кандидата Богословия. Однажды, в день летней Казанской, прислуживая в Князь-Владимирском соборе митрополиту Никодиму, Анатолий получил от него повеление ехать в Москву для принятия в Ольгин день (24 июля) сана диакона.
Рукополагал его сам митрополит в храме Петра и Павла, что в Лефортово. На следующий день новопоставленный диакон Анатолий утром служил в Николо-Богоявленском Кафедральном соборе Ленинграда, где ежедневно шли две Литургии. Случилось так, что о. Пётр Колосов находился в отпуске, о. Борис Глебов сломал ногу. Остался о. Алексий Довбуш, который возрадовался появлению помощника. Проведя с ним две службы, тоже пошёл отдыхать.
Остался один диакон Анатолий. Однажды Воскресная служба совпала с Ильиным днём, он справился с испытанием. Через несколько месяцев, в 1965 году диакона Анатолия рукополагают в иереи и назначают настоятелем Воскресенской церкви села Голубково Лужского района. Из окна автобуса церковь представилась ободранной, со ржавыми куполами, покосившимися крестами.
По тем законам нужно было ехать в горсовет за разрешением на служение. Молодой секретарь удивилась встрече, сказав, что храм решено закрыть. Сославшись на указ митрополита, на регистрацию уполномоченного, новый священник, как мог, противостоял.
В конце концов, вопреки запрещению, на следующий день, в Дмитриевскую родительскую субботу, молодой священник Анатолий Иванов совершил первую самостоятельную Божественную Литургию. С тех пор храм функционирует.
Потом владыка Никодим указом переводит настоятеля в Спасо-Преображенский собор города Выборга первым священником вместо отправленного за штат прот. Василия Раевского. Оттуда переводят в Свято-Троицкий собор «бывшей Александро-Невской Лавры». Так писали в документах, но если присмотреться, Лавра не была «бывшей». Монашеская жизнь продолжалась. В епархии, которая находилась в Духовском корпусе, при домовой церкви служил о. Владимир (Котляров), архидиакон Иннокентий (Пузиков) и другие, что составляло братию монастыря. Там же священник Анатолий Иванов стал иеромонахом, приняв постриг от руки митрополита Никодима, получив имя Елеазар в честь учителя из Макковейских книг Библии.
Исполняя обязанности епархиального секретаря, молодой священник допустил высказывание, которое не понравилось уполномоченному совета по делам религий Г. С. Жаринову. Как-то к казначею епархии пришла церковная староста, сказав, что все деньги отдала в Фонд мира. Секретарь не выдержал и ответил, что епархия поставляет священников, отпускает свечки и просфоры, без которой приход не может существовать, оказалась в представлении старосты ниже фонда, который содержит всю атеистическую пропаганду.
За это и две проповеди, смелые для того времени, священника перевели в Псково-Печерский монастырь, который является второй Духовной академией.
Вот уже тридцать лет отец Елеазар носит сан архимандрита, а в 2004 году становится духовником Александро-Невской Лавры на основании Указа Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, Священноархимандрита монастыря.
В КЕЛЕЙНОЙ БЕСЕДЕ О. ЕЛЕАЗАР ВЫСКАЗАЛ СВОЁ МНЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОСТЬ. БЕДА В ТОМ, ЧТО РУССКИЕ НАЧАЛИ МНОГО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ЗАПАД.
"Когда я служил в Выборге, – рассказывает о. Елеазар, – там девчонки морякам, побывавшим за границей, за жвачку всё отдавали. Можно сказать, началось со жвачки, а потом и остальное пошло – западная музыка и вся псевдокультура. А молодежь, в основном, поддалась ей.
Помню, в 60-70-х годах молодые люди ходили в одинаковых нейлоновых рубашках, плащах из болоньи. Такая была мода, с Запада. В Псково-Печерском монастыре иностранные туристы просили завернуть им во что-нибудь сувениры. Им давали платки из льна. Они говорили, что эта обёртка стоит дороже, чем безделушка, которая в неё завернута. Вот так, недаром премудрый Соломон сказал – если Бог захочет кого-то наказать, отнимает рассудок. И люди становятся как помешанные, больные.
Девушки сейчас ходят в брюках – все одинаковые, с чёрными накрашенными ресницами, стриженные, в завитушках, на каблуках, как куклы Барби. Даже в храме стучат каблуками, мешая молитве. И зарабатывают артрозы, артриты, которые потом не вылечить никак. Но это и ещё одна болезнь, патология. Её диагноз – отсутствие присутствия.
В ШКОЛЕ ПЕДАГОГИ НЕ ЗНАЮТ ДАЖЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Настала пора воспитывать преподавателей, которых из вуза выпускают неграмотными. Мало врачей! Прописывают всё всем подряд, на все случаи жизни. Не хотят в проблему вникать. И так всюду – некомпетентные, незнающие, необразованные люди. В детском саду воспитательница, пока дети играют, сидит с женихом, болтает и курит...
Телеведущие скороговоркой, с неважной дикцией, без логических остановок читают текст известий, которые местами становятся из-за этого малопонятными. О программах вообще не стоит говорить – сплошная засорённость и развлечения. Большинство же телепрограмм – это трибуна пошлости, разврата, распутства. Так называемые «звёзды» с их «фабрикой» – приторны.
Хорошая вещь – мобильный телефон. Но надо уметь им пользоваться. В соборе в разных местах слышна музыка. Люди иногда идут к святым мощам, и телефон сигналом их останавливает. Раньше обо всём договаривались по обычному домашнему телефону и никуда не опаздывали.
У знакомых дети много сидят в Интернете, не выходя на улицу. Ничего им не нужно, кроме виртуальной «нереальности». Переполнены больницы. Методов лечения от этой зависимости немного, или совсем нет.
ПОЖАРЫ – ЭТО ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВРАЩЕННОСТИ. Кто так воспитал молодых людей, что они окурки бросают в лесу? Зачем разгонять облака? Зачем вообще вмешиваться в природу? Помните мелиорацию – осушали болота? Хотели собрать богатый урожай картошки. В первый год собрали, а во второй – нет. Потому что болота – «лёгкие» земли. Их уничтожили – и нарушился круговорот воды в природе, её баланс. Теперь наполняют торфяники влагой.
Не климат изменился, а мы меняемся. Пожары происходят от «человеческого фактора».
Прошлой зимой выпал снег – вот беда, никак его не убрать! Да вовсе не экстремальная, а обычная зима была.
Помню, после войны ослабленные полуголодные люди снег моментально убирали лопатами, было чисто.
А сейчас? Лопат нет! Люди брали в руки кастрюли и сковородки, чтобы расчистить себе путь. Это же анекдот, позорище на весь мир.
Многие, болеющие за будущее, спрашивают, как спасаться в современном мире? Надо хранить русские, отечественные традиции. Величественные храмы, возведённые с помощью верёвки и топора – свидетели могущества русских. Они говорят, что только сюда должны ходить для молитвы. Современные технологии, пожалуй, не позволят построить такие прочные, стабильные сооружения.
МОГУЧИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕЛОВЕК. ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ» И «ПРАВОСЛАВНЫЙ» МОЖНО УСЛОВНО НАЗВАТЬ СЛОВАМИ-СИНОНИМАМИ. Божественные заповеди руководят всей жизнью. Государственные законодательства построены на их основе. Надо читать безотлагательно утренние, вечерние молитвы, главу Евангелия, немного святых отцов, например, праведного Иоанна, пресвитера Кронштадтского, максимально приближенного к нам. Когда люди не молятся утром, они как бы говорят: «Господи, сегодня я обойдусь без Тебя». Не исполняя вечернего правила, человек уподобляется девяти неблагодарным исцелённым Христом от болезней.
Человека от Бога отводит сатана, добивается, чтобы люди не ходили в храм, не причащались. «Я не достоин, принял утром нечаянно каплю воды, выпил лекарство, не смог по болезни прочитать положенное». Более того, придумали три дня поститься перед причащением. А если упадок сил, если тяжелая физическая работа, если плохое здоровье? Кто способен поддержать? А ко Христу подходить – не достоин. А как при диабете и других болезнях?
Апостолы днём ловили рыбу, на берегу «пекли» её, ели и вечером причащались. А Агапы -вечери любви? Лукавый отвлекает от причастия. Действует он и через уважаемых людей. Если они хвалят кого-то чрезмерно, боятся указать недостатки, чтобы не приобрести врага и быть хорошими, – тем самым себе вредят. Водимые такими ничего не приобретут, разучатся вникать в происходящее, рассуждать, понимать.
Сектанты читают Священное Писание, например, в гостинице Санкт-Петербург. Любая гостиница – в некоторой степени дом разврата. Зачем предки строили храмы и соборы? Протестанты же приглашают для слушания проповедей на стадионы – в место, где разгораются страсти. Футбол – массовая бесовщина. Когда «Зенит» проигрывал, все видели искажённые лица болельщиков. Может наблюдаться даже агрессия. Это – настоящий психоз, расстройство нервной системы. А завтра на работу. В Японии после рабочего времени рекомендуется релаксация, люди садятся среди зелени, закрывают глаза, отстраняются от мыслей, набираясь внутренних сил.
У нас этого не наблюдается. А как же причащаться, пережив неудачу футбольной команды? Некоторые правильно замечают, что диавол придумал мячик, который гоняют по полю. На всё смотрит молодёжь и перенимает. Часто жалуются, что, якобы, Бог не даёт детей. Но если ты из провинции, живёшь на восьми метрах, достойной работы нет, коляску купить не на что, – ты не готова иметь ребёнка.
А если ты сама не воспитанная, с вредными привычками, то каким будет ребенок?
Чтобы исполнить желание иметь ребёнка, прибегают к искусственному оплодотворению, что идёт вразрез созданию Богом человека. И каким будет такой человек? Это – вмешательство в планы Вседержителя.
Вмешательством является и задумка Газпрома возвести в городе святого Петра 400-метровую башню. Уже сейчас соседние дома дают трещины. А сколько туалетов будет на многочисленных этажах "Вавилонской" башни? Испражнения по трубам с высот будут течь и осквернять святыни славного города.
Деньги – это власть, «люди гибнут за металл, сатана там правит бал». Гибнут и не могут остановиться. Правильно выразился Ангел Русской Православной Церкви Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, сказав, что настоящие пожары – капля в море бед, которые нам предстоят.
А водоёмы, в которых нельзя купаться, ураганы в Ленинградской области, отключение электроэнергии? Разве это не предупреждение? Этим летом тлел торф, горела земля. Как в Содоме и Гоморре. Разве не надо всем заострить на этом внимание, поразмыслить и правильно отрегулировать каждому свою жизнь?"
ТАКИЕ МЫСЛИ ПОСЕТИЛИ НАС В КЕЛИИ АРХИМАНДРИТА ЕЛЕАЗАРА.
НАВЕРНО, НАДО ПРОНИКНУТЬСЯ ЭТИМ И МАКСИМАЛЬНО ВСЕ УПОРЯДОЧИТЬ. ЦЕЛЬ СОСТОИТ НЕ ТОЛЬКО В ВЕСЕЛИИ И ПРАЗДНОСТИ, В КОСМЕТИКЕ И РИСОВАНИИ НА ЛИЦАХ, А В ГЛУБОКОМ ПРОНИКНОВЕНИИ В СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНИ И ОСМЫСЛЕННОМ ЕЕ ПРОВЕДЕНИИ.
Статья опубликована в газете
ВЕСТНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ
№ 5-6 (63-64) – 2010г.