Любительский церковный хор,
созданный Архимандритом Елеазаром,
духовником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
г. Санкт-Петербург, 2005г.
Что Тебе принесем, Христе, яко родился
еси на Земли яко человек нас ради?
(Стихира на «Господи, воззвах»)
Поиск по блогу
Авторы
Теги
18 ФЕВРАЛЯ - ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 3 декабря - 81 год со дня рождения Архимандрита Елеазара Александро-Невская Лавра Арихимандрит Елеазар Архиепископ Никон Архимандрит Елеазар (Иванов) Архимандрит Елеазар (Иванов) Архимандрит Елеазар. Видео Дворец Белосельских-Белозерских Мариинский театр Митрополит Антоний (Мельников) Никольское кладбище Паломнические поездки Пасха Пасха Христова Пасхальный концерт "Светлый Праздник" РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ "СВЯТКИ" Рождество Христово Светлый праздник Тихвинская Икона Божией Матери Хор "Астрон" Христорождественское приношение ЦИТАТЫ О ЖИЗНИ. Архимандрит Елеазар Церковный Календарь Церковный хор "Астрон" александро-невская лавра архимандрит елеазар благотворительный концерт великий пост видео духовный отец концерт "ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПРИНОШЕНИЕ" любительский церковный хор любительский церковный хор "Астрон" любовь митрополит Никодим монашество наши мероприятия панихида пасхальный концерт певчие хора пение на клиросе православные праздники православный телеканал "Союз" преподобный Сергий Радонежский протоирей Михаил Кудрявцев рождественский концерт святые Иоаким и Анна святые праведники служение хора "Астрон" старцы статьи хор астрон хоровой фестиваль храм Иерусалимский христорождественское приношение церковные праздники церковный календарь церковный хор шереметевский дворец
Главная > Блог > Архимандрит Елеазар > ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (размышления накануне Великого поста)
26 фев 2012

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (размышления накануне Великого поста)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (размышления накануне Великого поста)


  "Постимся постом приятным, благоугодным Господеви:
   истинный пост есть злых отчуждение , воздержание языка,
   ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания,
   лжи и клятвопреступления.
   Сих оскудение — пост истинный есть и благоприятный".

 (Стихира на стиховне понедельника первой седмицы)

 

 

 

 

Архимандрит Елеазар

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (размышления накануне Великого поста)

  Христиане первых веков говорили, что раз     Христос возлюбил людей больше, чем Себя,  то  и Его последователи должны любить всех больше, чем себя. Язычники видели жизнь христиан и удивлялись их взаимоотношениям.

  Достаточно времени прошло с тех пор.  Цивилизация, быстрота жизни и многое другое привели к тому, что люди стали осведомлены в вопросах, не имеющих применения в жизни, а о том, от чего зависит жизнь, ничего не знают.

  Император Пётр Великий издал закон, запрещающий избивать крепостных. Кто нарушал это распоряжение, того нужно было считать ненормальным и нуждающемся в опекуне, который отвечал бы за него, за его имущество и вел все дела. Но через некоторое время сам Пётр, рассердившись на садовника, так ударил его, что тот вскоре умер. Государь не мог простить себе и говорил, что приказывает подданным, а себя обуздать бессилен.

Любое усилие в интересах добра сопровождается внутренней удовлетворенностью. Однако часто люди преодолевают преграды, чтобы сделать зло. Одним из проявлений зла является неправда. Приходится поражаться, как легко люди верят молве, принимают слухи, с каким удовольствием и злорадством передают их таким же легкомысленным невеждам.

Есть особый род людей, именуемых сплетниками, клеветниками, наговорщиками. Их занятием является сеяние зла, распространение худой молвы, измышление самых невероятных слухов. Они чувствуют себя неудовлетворенными, если не очернят человека, не подорвут репутацию, не положат конец карьере.

Добиваясь гнусной цели, клеветник вторгается в деятельность своей жертвы, в его профессию, убеждения, церковную активность, финансовые дела. С коварством и подлостью такие люди шепчут всякому встречному о своих скандальных открытиях и догадках, прося «никому не говорить». Они знают, что засекреченная напраслина разнесется быстрее. И. А. Крылов говорит в басне «Клеветник и змея», что «клеветники в аду почетней змей». А Грибоедов признает, что «злые языки страшнее пистолета».

Очень часто суждения о человеке бывают ошибочными. В день Сошествия Святаго Духа многие, слыша речи апостолов, насмехались и говорили, что они напились сладкого вина (Деяния, 2). Любое превратное суждение о человеке – неправда, а если оно сказано перед другими – лжесвидетельство.
Римский историк Светоний в книге изложил жизнь двенадцати цезарей, не сказав ни о ком ничего худого, потому что о негативной стороне их жизни позаботились другие историки. Пример поучителен. Говоря о человеке, лучше перечислять доброе, дав возможность плохим людям сказать о худом. Не надо быть сосудом для низкого употребления (2 Тим.2).

Только духовно слепой не видит во что превращается личность, которая живет вопреки закону Божию. Человек, которому предназначено быть храмом Святаго Духа, становится вертепом разбойников, а его сердце делается притоном нечистому духу.

Апостол Павел предостерегает верующих от опасности самообольщения, ложных мнений о себе, говоря, что «только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2 Кор., 5).

Человек должен оставить ветхое и облечься в новое. Трудно в наше несущееся время понять и принять некоторые истины, которые кажутся недосягаемыми. Но ведь такое духовное состояние было отличительной чертой древнехристианской Церкви и до сих пор остается основой подлинного христианства. Однако на земле продолжает царствовать закон эгоизма. Эгоизм – сущность греха, причина грехопадения, корень мирового зла. Главное проявление эгоизма в том, что люди живут только для себя. Они мыслят, говорят, решают, действуют, преследуя свои интересы. Жан Жак Руссо сказал, чтобы человек не искал причин мирового зла, причина – каждый индивидуально.

Разными способами змий подходит к людям. Хитрость, лукавство, обман и другие приемы, но многое зависит от самого человека, от его рассудительности. «Избави нас от лукаваго», - просим мы Господа. Частенько люди являются лукавыми. Они специально отводят время для этой «науки», с вечера думая, как бы обмануть завтра, как бы сделать подлость или что-то неподобное. Удивительно, но факт, что незаслуженная похвала, чтобы человек не стремился к лучшему, успокоился и впал в гордость, характерна для них.

Жить для себя – явление известное, но христиане не от мира сего и не должны сообразовываться с миром, они призваны руководствоваться новыми принципами, новым укладом бытия. Христос искупил людей от эгоизма и вложил в сердца всех иной закон – закон любви (Иак., 1).

Так понимали и строили взаимоотношения первые христиане. Апостол Павел пишет, что никто не живет для себя, никто не умирает для себя, но для Господа (Рим., 14).

Жить ради себя христианину недостойно, неправильно, предосудительно, преступно. Богачи, живущие для себя, имеют много зла, несправедливости, гордости, самонадеянности, высокомерия. А среди бедных достаточно зависти, осуждения, злобы, ропота, недовольства.

Некто сравнил: бедные и богатые – это две стаи хищников, одна из которых – сытые, другая – голодные. Задача христиан примирить две партии, научить жить по Евангелию.

Ошибочна поговорка, что человек человеку волк. Кровь европейца и кровь негра не имеют химического различия, тогда как обнаружена фатальная разница между составом крови человека и крови любого животного. Все расы, от самой черной до самой белой имеют одни духовные и физические особенности.

Люди нашего времени замкнулись в себе, ко всем безразличны, беспринципиальны и бессовестны. Святая Библия говорит, что в начале Бог сотворил небо, а потом землю. Земля – отражение (модель) неба. Установки и законы на земле – законы неба, где есть архангелы, архистратиг, ангелы.
Молитва Господня говорит: «Да будет воля Твоя, яко на небеси на земли». Поэтому люди обязаны созидать Царство Божие на земле. Всякий человек имеет в другом зеркало, в котором видит свои недостатки. Поэтому, когда кто-то негодует, напоминает собачонку, которая лает на зеркало, видя свое отражение.

Многие подвижники думали, что человек нуждается в друзьях и врагах. Последние оказывают услугу, ставя на вид недостатки, сокрушают замаскированную гордость, бьют по чувству самовлюбленности.

Настоящий христианин смотрит на человека как на своего двойника, желая привести его к тому же источнику любви и радости, из которого черпает сам. В первые века христианства люди ценили братолюбие. Какой толк от солнца, если оно не светит, что за огонь, если не согревает, что за христиане, если не имеют любви?

Трудно любить всех, легче тех, кто нравится, кто заслуживает внимания. Логично уклоняться от тех, кто нас ненавидит, обижает, позорит доброе имя, причиняет боль. Но Господь говорит, что если любить любящих, то какая награда?

Если верующие будут отвечать местью на мщение, гонением на гонение, зверством на озверение, то не будут отличаться от обижающих о гонящих, а станут увеличивать зло, сгущать тьму. Некоторые напоминают собой гетмана Мазепу, о котором Пушкин сказал: «ни единой он обиды с тех пор, как жил, не забывал».

Православная Церковь издавна установила время духовной встряски, и каждый год она призывает пересмотреть всю жизнь, переоценить взаимоотношения среди людей. Трудно представить, во что превратилось бы общество, если не было бы этого церковного обращения. В жизни наблюдается, что нередко живые давно мертвы, а мертвые оживают, следуя за зовом Христа, без лени и притворства, живым порывом сердца и воли, не мешкая принимаются за труд.

Великий Пост является работой над собой. За сердцем человека нужен уход. Следует окапывать, разрыхлять, чтобы оно не огрубело, искоренять порочные навыки и удалять их, как нравственные сорняки.

Главное в этой работе помнить, что жизнь есть подвиг, что этому искусству нужно учиться постоянно, не ослабевая. Лучше меньше обличать и поучать, а больше показывать пример образцовой, богоугодной жизни, что будет проповедью действием, живым жизненным участием.

Бывает, что христиане, зная это, изощряются, например, во лжи. Они так привыкают, что без особой нужды начинают говорить неправду, хотя ничего от этого не выигрывают. Получается ложь на каждом шагу. И при всем этом им хочется занять первые места в Царствии Небесном.

Один мыслитель сказал обманщикам, что они на хороших местах благодаря лукавству. А на том свете самим будет стыдно идти вместе с честными и порядочными. Бог сотворил ад не для человека, а для давола и ангелов его. Только по делам человек достоин такого места обитания.

Если люди учатся обману в обыкновенном земном обществе ради единоличных интересов, то они обязательно действуют в противовес учению Христа и апостолов, всегда говоривших правду и живших по правде.
В ботанике известна сорная трава, у которой такой длинный корень, что трудно избавиться от нее. Огородники назвали ее «диавольской травой». Если душу сравнить с этим растением, то длинным корнем его можно считать злопамятство. Бывает, что человек всю жизнь носит обиду за причиненную неприятность, рану, унижение. Великое блаженство иметь в душе источник прощения.

Если прощение истинно, то оно не может быть предметом математических выкладок, меркантильных расчетов и соображений. Вопрос, сколько раз прощать, такой же нелепый, как сколько раз любить.

Люди ищут признаков, доказательств возрожденности христианина, но это видно на человеке, которого злословят, а он благословляет, гонят – терпит, хулят – молится, во всем он проявляет себя последователем Господа, ничего не имея всем обладает (1 Кор., 4).

Сила люби человека к Богу измеряется силой прощения, проявляемого к людям. Некоторые оправдывают себя, говоря: «извините, я человек нервный». А причина в отсутствии любви к людям. Мудрость жизни в том, чтобы не быть чрезмерно требовательным. Нормой взаимоотношений должно стать понимание, любовь, терпение, прощение без конца.

Нужно воспитывать себя. Хорошим уроком, упражнением может стать помещение в записке «о здравии» на первом месте, после священных лиц, имени обидчика. Следует покончить с вызывающим и непристойным видом, с резким и наглым тоном, неуместными репликами, нахальным отношением к старшим.

Как никогда раньше, сейчас люди склонны к интригам, словопрениям, ссорам. Нередко отъявленные невежды видят себя гениями, бесстыдное бесчинство прикрывая новшеством, оригинальностью, другими формами нравственного произвола.

Прогрессирует вид бесчинства, когда вмешиваются «не в свои дела». Есть поговорка, что обижается тот, кто поспешно сует указательный палец в чужой пирог. Занимаясь чужими делами, человек не имеет времени для собственных работ.

Жизненный опыт установил, что нет и не может быть ничего более позорного, чем браться не за свое, вмешиваться в чужие дела. Баснописец спрашивает:

"Что пользы от его труда,
Когда невежда не в свои дела вплетется
И поправлять труды ученого возьмется?"

Нужно думать и, выслушивая советы, помнить, что кто щедро навязывает, сам очень нуждается в советах.

Одним таким советом является призыв в дни Великого Поста опомниться, задуматься, представить, что ожидает нас в недалеком будущем. Еще знаменитый государственный деятель, писатель и оратор Цицерон говорил, что когда он размышляет об удивительных способностях человеческого разума, о том, что он может помнить прошлое, уходящее в тысячелетия, и проникать в далекое будущее, когда он созерцает достижения естественных наук и разнообразие искусства, которые все еще развиваются и простираются вперед, он убежден и непоколебимо верит, что окружающая нас природа, содержащая такое множество изумительных вещей и явлений, не может быть смертной. Но если он ошибается, утверждая бессмертие материи, то не ошибается в уверенности бессмертия души человеческой. Если и последние слова есть ошибка, то он хочет сознательно ошибаться, и пусть этой прекрасной ошибки никто и никогда не исторгнет из его сознания.


Духовная весна, оживление, перерождение пусть произведут положительный переворот во взаимоотношениях людей. От этого во многом зависит благополучие жизни на земле. Пока наблюдается накаливание этих отношений, не стоит удивляться, что с ростом благополучия жить становится тяжелей. От каждого зависит степень жизненного роста, и, если все будут усиленно стараться, она будет повышаться.

Бог – в помощь!

Архимандрит Елеазар